4 сентября 2022 года выдающемуся режиссеру Валентину Плучеку, посвятившему 75 лет служению искусству, исполнилось бы 113 года.
Начинал он актером у Всеволода Мейерхольда в середине 20-х годов. В 30-е годы возглавил ТРАМ (Театр рабочей молодежи) электриков, вместе с Алексеем Арбузовым выпустил «Город на заре», завоевавший сердца Московских зрителей.
Позднее был руководителем Театра Северного флота, участником боевых действий.
Творческая биография Плучека связана с великими представителями литературы и искусства 20-ого века и прежде всего с Мейерхольдом и Маяковским, которые всегда оставались его учителями и кумирами.
Плучек любил вспоминать о своих первых встречах с Мастером. Шестнадцатилетний человек стоит на сцене под слепящим светом прожекторов театра Мейерхольда. А в глубине темного зала – невидимый Вс. Мейерхольд, загадочный и легендарный.
«Плучек Валентин Николаевич»,- объявляет себя абитуриент. Голос звонкий и напористый. А весь облик несколько комичен. Прибавив себе год (Мейерхольд принимал в ученики с семнадцати), расхрабрившийся «заморыш» читает стихи Сергея Есенина, затем с бесстрашием отплясывает цыганочку.
«А вы случайно не хулиган?» - весело спрашивает из темноты Мастер. Здесь впервые Плучек познал первые творческие радости. С охапкой цветов из самого маленького шкафчика с возгласом «гоп!» выскакивал Валя Плучек и преподносил букет Зинаиде Райх (Городничихе).
На каждом спектакле тридцать минут в полусогнутой позе – до начала блестящего театрального эффекта. На трехсотом спектакле время сидения в шкафчике составило 150 часов. Но у шкафчика было одно важное достоинство – Валя превращал его в наблюдательный пункт. Просверлив глазок, он видит в партере Станиславского, Михаила Чехова, Луначарского, Маяковского, Шостаковича… Плучек учился у Мейерхольда.
«Полуграмотный мальчишка рос в культурного актера-мейерхольдовца».
Плучек не забывал режиссерских уроков Мейерхольда и в годы, когда Мастер был репрессирован как «враг народа», а в 1955 году принял самое активное участие в его реабилитации.
Имя Мейерхольда было на долгие годы искусственно изъято из советского театроведения, а если где-нибудь и упоминалось, то в высшей степени тенденциозно с непременной задачей дискредитировать и осудить.
Художественной и идейно-творческой реабилитации Мейерхольда способствовала вся практическая деятельность Плучека в театре. В 1998 году он первым откликнулся на просьбу о сборе средств на создание экспозиции Музея-квартиры Вс. Мейерхольда.